Политика поддержки физической культуры и спорта

Физическую культуру и спорт можно условно подразделить на два взаимосвязанных направления, имеющих разное социальное значение и требующих дифференцированных подходов:

1) массовый спорт и физкультуру;

2) спорт больших достижений.

Государство заинтересовано в поддержке обоих направлений, тем более, что последнее обусловлено уровнем развития первого. Однако частью социальной политики можно признать только массовый спорт и физкультуру. Как и в любой коммерческой отрасли, демократическое государство с рыночной экономикой берёт на себя ответственность за инвестиции в инфраструктуру спорта больших достижений, в то время как деятельность спортивных клубов финансируется за счёт внебюджетных источников.

Развитие массового спорта не может напрямую финансироваться из коммерческих источников. Детские и юношеские спортивные школы и секции Политика поддержки физической культуры и спорта, инфраструктура массового спорта (общедоступные стадионы, спортивные площадки, велосипедные дорожки и т.д.), массовые спортивные мероприятия, пропаганда здорового и спортивного образа жизни, развитие физкультуры в системе образования, лечебно-профилактической физкультуры в системе здравоохранения и рекреации должны иметь государственную поддержку.

Государственная поддержка спорта больших достижений имеет двоякое значение. С одной стороны, она служит укреплению международного престижа государства и не может рассматриваться в контексте социальной политики. С другой стороны, спортивные победы и рекорды содействуют популяризации физкультуры и спорта, служат побудительным мотивом к занятиям массовым спортом.

2.10. Молодёжная политика

Молодёжная политика занимает особое место в рамках социальной политики. Она тесно связана со многими другими Политика поддержки физической культуры и спорта её направлениями: образованием, обеспечением занятости, жилищной политикой, семейной политикой и т.д., и в этом смысле слова является сквозной для всей социальной сферы. Вместе с тем, она направлена на специфическую социальную проблему – вторичную социализацию молодёжи и несовершеннолетних.

В последнее столетие, в связи с длительностью образования, поздним развитием трудовых навыков и городским образом жизни, период вторичной социализации человека заметно удлинился, между тем как срок психофизического и полового созревания, вследствие изменения системы питания и улучшения социальных условий, наоборот, сократился. Временной разрыв между физическим и социальным развитием человека порождает проблему социализации личности.

Не будучи маргинальным социальным слоем, молодёжь, тем не менее, ввиду незавершённой Политика поддержки физической культуры и спорта социализации, характеризуется некоторыми маргинальными чертами, в особенности, в условиях социальной нестабильности. Склонная к радикальным формам общественной активности, крайним формам нонконформизма или, напротив, конформизма, молодёжь служит привлекательной социальной силой для политических идеологий, заинтересованных в дестабилизации социально-политической ситуации и господствующего политического режима.

Особенно частым объектом манипулирования становится студенчество, которое характеризуется образованностью, организованностью и, вместе с тем, неопределенностью социально-профессионального статуса. Неслучайно основной силой майских бунтов 1968 г. во Франции, активных выступлений против авторитарного режима Чон Ду Хвана в 70-х гг. ХХ в. в Южной Корее, выступления в Афинском политехническом институте в 1973 г. против режима «чёрных полковников», массового кровавого столкновения Политика поддержки физической культуры и спорта на площади Тяньаньмэнь в 1989 г. в Китае, так называемых «цветных революций» в Сербии, Грузии и Украине в 2001-2004 гг., послужила студенческая молодёжь.



Конечной целью молодёжной политики является создание благоприятных условий социализации молодёжи и предотвращение девиантных форм поведения в данной возрастной группе.

Таким образом, образование, здравоохранение, культура, физическая культура и спорт имеют двойственную природу. С одной стороны, они относятся к социальной политике, так как направлены на развитие человеческого потенциала и вносят свой вклад в социальное развитие. Без данных сфер жизнедеятельности общества эффективная социальная политика немыслима. С другой стороны, политики в сферах образования, здравоохранения, культуры и спорта имеют свои собственные специфические особенности, цели Политика поддержки физической культуры и спорта и приоритеты, выходящие за рамки сугубо социальных вопросов.

Соотношение государственного/негосударственного финансирования услуг в указанных сферах заметно разнится. На 1 руб. финансирования из консолидированного бюджета РФ в 2000 г. приходилось из бюджета домохозяйств:

по статье «Образование» 7,6 коп.

по статье «Здравоохранение и физкультура» 8,9 коп.

по статье «Жилищно-коммунальное хозяйство» 31,3 коп.

по статье «Культура» 54,7 руб.

Высокий уровень негосударственного финансирования культуры во многом объясняется значительным оборотом денежных средств в коммерческой, массовой культуре и тем, что расходы по статье «Культура» выделялись до недавних пор по остаточному принципу.

Контрольные вопросы

1. Перечислите основные сферы осуществления социальной политики в узком значении.

2. Перечислите основные сферы осуществления социальной политики в широком значении Политика поддержки физической культуры и спорта.

3. В чём заключаются социальные аспекты образования?

4. Какие направления в здравоохранении и медицинском обслуживании, как правило, находятся в ведении государства?

5. Что такое социальные болезни?

6. В чём заключается сущность государственной политики в сфере культуры?

7. Каковы особенности массового спорта и спорта больших достижений?

8. Почему молодёжь становится

9. Какова основная цель молодёжной политики?

Литература

Антонов, А.И. Семейная политика / Социология семьи: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005. – C.608-640 с.

Белокурова, Е., Ноженко, М. Молодёжная политика в регионах Северо-запада: сравнительное исследование общественного участия на разных стадиях принятия решений / Фабрики мыслей и центры публичной политики: исследовательская функция: Сборник статей. – СПб.: Норма, 2006. – 236 с.

Генкин, Б.М. Экономика Политика поддержки физической культуры и спорта и социология труда: Учебник. – М.: Норма, 2003. – 416 с.

Политика доходов и качество жизни населения / Ред. Н.А. Горелова. – СПб.: Питер, 2003. – 653 с.

Смирнов, С.Н., Сидорина, Т.Ю. Социальная политика: Учебное пособие. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. – 432 c.

Соловьев, А.В. Социально-трудовые конфликты и способы их разрешения как реалии социальной политики / Экономика труда и социальные отношения: Курс ключевых лекций. – М.: РАГС, 1998. – С.197-206.

Социальная политика: Учебник / Под ред. Н.А. Волгина. – М.: Изд-во «Экзамен», 2006. – 734 с.

ГЛАВА 3


documentawhhunh.html
documentawhibxp.html
documentawhijhx.html
documentawhiqsf.html
documentawhiycn.html
Документ Политика поддержки физической культуры и спорта