Его измениться. Может быть, ему даже предлагали помощь. Однако никакой пользы это не

Его измениться. Может быть, ему даже предлагали помощь. Однако никакой пользы это не

Принесло. Он сопротивлялся изменениям, отрицая их необходимость, не принимая хороших

советов («Я знаю лучше») или отрицая саму возможность изменений («Я ничего не могу с

этим поделать»).

Нами обозначены три распространенные ситуации консультирования «трудного» кли-

Ента и показано, что основная позиция, с которой консультант должен подходить к клиенту,

– это уважение и принятие, независимо от того «трудный» он или нет.

Специалисты порой путают реакции, выражающие принятие, с реакциями, которые

На самом деле блокируют общение и которые говорят клиентам, что их не понимают, не це-

Нят и не уважают. Образцы реакций, демонстрирующих недостаток принятия, выделим

Вслед за Гордоном с помощью таблицы1.

Таблица 3

Некоторые барьеры общения

Предоставление советов

Предложение готового решения

Морализирование Его измениться. Может быть, ему даже предлагали помощь. Однако никакой пользы это не и проповедь

Анализ и постановка диагноза

Оценка или критика

Похвала и согласие; предоставление положительных оценок

Утешение

Что касается предоставления советов, то этот барьер общения часто встречается в

Практике начинающих социономов. Они нередко полагают, что на них лежит ответствен-

1 Джордж, Р., Кристиани, Т. Консультирование… - С. 180.

Ность за то, чтобы вести клиентов в правильном направлении и решать их проблемы. Пола-

Гаясь на свои знания в области человеческого развития и поведения, они рассчитывают по-

Мочь клиентам, давая им инструкции относительно правильного направления действий.

Действительно, многие клиенты хотят, чтобы соционом дал им совет, но этот совет ставит

Специалиста в положение принятия ответственности за жизненно важный выбор клиента.

Например Его измениться. Может быть, ему даже предлагали помощь. Однако никакой пользы это не, клиент, испытывающий трудности в браке, спрашивает, стоит ли ему расторгнуть

Этот брак. Если консультант советует, чтобы клиент просил о разводе и тот действует со-

Гласно этому совету, клиент позже может почувствовать, что развод был ошибкой, и, воз-

Можно, станет негодовать и винить специалиста, поскольку тот активно повлиял на приня-

Тое решение. Советы, предлагаемые клиентам, только поддерживают их зависимость от дру-

Гих и не облегчают их движения вперед, к решению стоящих перед ними задач.

Предлагая готовые решения проблем клиента, специалисты _______также оказываются в ряде

Ловушек. Во-первых, проблемы, которые клиенты представляют во время первого интер-

Вью, возможно, вовсе не настолько существенны, чтобы нуждаться в Его измениться. Может быть, ему даже предлагали помощь. Однако никакой пользы это не консультировании. Ес-

Ли специалист начинает решать их, то более важная проблема может остаться невыявлен-

Ной. Нереалистично и претенциозно полагать, что специалисты имеют решения несметного


documentawhhunh.html
documentawhibxp.html
documentawhijhx.html
documentawhiqsf.html
documentawhiycn.html
Документ Его измениться. Может быть, ему даже предлагали помощь. Однако никакой пользы это не